Разъяснения в связи с вступлением в силу Федерального Закона "О государственной регистрации недвижимости"
C 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), направленный на упрощение и ускорение процесса регистрации недвижимости, а также создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной системы. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, теперь осуществляются исключительно Росреестром и его территориальными органами.
В Законе № 218-ФЗ уточнен перечень объектов, сведения о которых вносятся в ЕГРН. Так, если ранее это были земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей таким образом, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы, то теперь из этого списка исключаются участки недр и добавляются машино-места как самостоятельный объект недвижимости.
Основания регистрации прав и кадастрового учета перечислены в ст. 14 Закона № 218-ФЗ. При этом они поделены на следующие группы:
- основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
– основания для осуществления одновременного кадастрового учета и гос. регистрации прав;
– основания для гос. регистрации без одновременного кадастрового учета;
– основания для кадастрового учета без одновременной регистрации прав.
Заметим, что в перечне оснований «новинкой» является наступление обстоятельств, которые указаны в Федеральном законе (п. 9 части 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ). Здесь речь идет о правах на объекты недвижимости, возникающих в силу Закона, а именно вследствие обстоятельств, указанных в Законе, не со дня государственной регистрации прав. Причем такие права признаются юридически действительными даже при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт их возникновения, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2 ст. 69 Закона № 218-ФЗ).
Обратите внимание! Если право или обременение объекта недвижимости возникает на основании акта органа государственной власти, местного самоуправления или на основании сделки с госорганом или органом местного самоуправления, то порядок регистрации упростился по сравнению с ранее действовавшим. Теперь направлять документы на гос. регистрацию должны именно госорганы или органы местного самоуправления, а не лица, в отношении которых были приняты акты. При этом сделать это необходимо в течение пяти рабочих дней с даты, когда принят акт, по которому возникает право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, либо пяти рабочих дней с даты, когда совершена сделка в отношении недвижимости.
Что касается состава лиц, наделенных правом обращаться с заявлением о регистрации недвижимости, то принципиальных отличий в Законе № 218-ФЗ по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ нет. Однако если прежде лица, по заявлению которых Росреестр проводит регистрацию, были перечислены в разных статьях, то теперь эти сведения собраны в одной статье 15.
Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов).
Так, согласно статье 32 Закона орган местного самоуправления обязан направлять в орган государственной регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу в случае принятия ими решений (актов):
- об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;
- об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка;
- об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента;
- об утверждении документации по планировке территории или о внесении изменений в такую документацию, если в случаях, предусмотренных законом, разрешенное использование земельных участков определяется на основании документации по планировке территории;
- о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке);
- об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;
- об утверждении проекта межевания территории;
- документы для постановки здания, сооружения, помещения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Кроме того, орган местного самоуправления обязан направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в течение шести месяцев с даты принятия ими решений (актов):
- об установлении или изменении границ населенного пункта;
- об установлении, изменении границ территориальной зоны, а также об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с Законом, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532.
Пунктом 21 ст. 32 Закона установлено, что за непредставление указанных в ст. 32 Закона документов (содержащихся в них сведений) орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также иные лица, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статьей 19 Закона установлена обязанность органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Предусмотрено, что если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа местного самоуправления либо сделки с органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 18 Закона.
П. 4 ст. 19 Закона установлено, что за непредставление указанных документов орган местного самоуправления и иные уполномоченные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
МЕСТО РЕГИСТРАЦИИ И СПОСОБЫ ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ
Заявление о кадастровом учете или гос. регистрации и необходимые документы, как и ранее, можно представить:
– в бумажном виде – лично (в Росреестр, при выездном приеме или в МФЦ) или по почте (в Росреестр);
– в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, – через единый портал государственных и муниципальных услуг или официальный сайт Росреестра.
Важно! Кадастровая палата по субъекту РФ не будет осуществлять прием документов, учет и гос. регистрацию прав на недвижимость.
В отношении места регистрации в части 2 ст. 18 Закона № 218-ФЗ закреплено важное новшество: при личном обращении место подачи заявления и документов не зависит от места нахождения объекта недвижимости. То есть обратиться можно в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.
Стоит отметить, что де-юре и в действовавшей до 1 января 2017 года редакции Закона № 122-ФЗ не было требования о подаче документов исключительно по месту нахождения недвижимости. Однако де-факто документы о кадастровом учете принимались по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о гос. регистрации прав – по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа.
Документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) регистрации прав. Основания возврата заявления с приложенными документами без рассмотрения
Согласно части 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о кадастровом учете или гос. регистрации прилагаются:
1. документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2. документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3. иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятые в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Как и ранее, квитанция об уплате госпошлины прикладывается к пакету документов по желанию заявителя.
Что касается изменений, то по сравнению с перечнем необходимых документов по Закону № 122-ФЗ отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица. Теперь Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы организации, обратившейся за учетом объекта и гос. регистрацией прав на него.
Юрлицо вправе подать такие документы по собственной инициативе (часть 9 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).
Обратите внимание! Предусмотрено основание для отказа в приеме документов. В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).
Основания возврата заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, без рассмотрения закреплены в ст. 25 Закона № 218-ФЗ. К ним, в частности, относятся:
– несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;
– наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
– отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или гос. регистрации прав.
СРОКИ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОС. РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ
По Закону № 218-ФЗ общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и гос. регистрации прав сокращен.
Так, при подаче документов в Росреестр он составляет:
– 7 рабочих дней – для гос. регистрации прав;
– 5 рабочих дней – для кадастрового учета;
– 10 рабочих дней – в случае одновременного проведения учета и гос.
регистрации.
Если же документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и гос. регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня и составляют, соответственно, 9, 7 и 12 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления.
Что касается регистрации ипотеки жилых помещений, то здесь срок не изменился и составляет 5 рабочих дней. А вот гос. регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений или машино-мест будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр.
В случае необходимости осуществить гос. регистрацию в более сжатые сроки сделка, на основании которой право возникает, должна быть удостоверена нотариально, так как срок регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки составляет 3 рабочих дня, а если направить заявление и документы в электронной форме – один рабочий день, следующий за днем поступления соответствующих документов.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. Отказ в гос. регистрации
В ст. 26 Закона № 218-ФЗ содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и гос. регистрация могут быть приостановлены.
Этот перечень включает целых 55 оснований, что существенно больше, чем в ранее действовавшем законе.
В Законе № 122-ФЗ в качестве одной из причин приостановления указывались сомнения гос. регистратора в наличии оснований для проведения гос. регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений. Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или гос. регистрации прав.
Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) гос. регистрация прав приостановлены быть не могут.
Помимо расширения перечня оснований для приостановления кадастрового учета или гос. регистрации увеличены сроки, на которые допускается такое приостановление. Теперь по решению гос. регистратора приостановить учет или регистрацию объекта можно на три месяца (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления); а по инициативе заявителя – на шесть месяцев. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.
Установление более продолжительных сроков можно расценивать как преимущество, так и как недостаток нового закона. С одной стороны, заявителю предоставляется больше времени для устранения недочетов, а с другой – процедура гос. регистрации может существенно затянуться.
Также и с увеличением количества оснований для приостановления: с одной стороны, это свидетельствует об ужесточении требований, которые законодатель предъявляет к объектам недвижимости и документам, представляемым на регистрацию прав, а с другой – это можно расценить как упрощение процедуры регистрации прав, поскольку теперь невозможно отказать в регистрации без предварительного приостановления. Таким образом, основание для отказа закреплено только одно – неустранение причины приостановления в течение установленного срока (ст. 27 Закона № 218-ФЗ).
В заключение хотелось бы остановиться еще на одном новшестве Закона № 218-ФЗ: с 1 января 2017 года Росреестр обязан уведомлять правообладателя о том, что в отношении его недвижимости поступило заявление о регистрации права. Сделать он это должен в день поступления заявления при условии, что сведения о недвижимости есть в ЕГРН (часть 20 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).
Порядок соответствующего уведомления утвержден приказом Минэкономразвития России от 15.03.2016 № 127.